Модель Для отображения на компьютере 3D-изображений требуется выполнить серию вычислительных процессов (обычно ее называют 3D-конвейером) и только потом перевода полученных результатов в двумерную графику, пригодную для вывода на экран монитора.
Первоначально объект представляется в виде набора точек, или значений координат в трехмерной координатной системе. Трехмерная координатная система имеет оси ширины (горизонтальная), высоты (вертикальная) и глубины, обычно условно называемые осями x, y и z. Объект - это может быть дом, человек, автомобиль, самолет или 3D-мир в целом - описывается координатами, которые задают расположение в пространстве его узловых точек (вершин).
Если координаты точек соединить линиями, получается то, что известно как проволочная модель объекта (см. рис. 1), поскольку видны только края многоугольников, передающих с заданной степенью приближения сложную форму реального объекта. Проволочная модель очерчивает поверхности, которые надо заполнить цветом, текстурами, наложить на них тени и световые блики, чтобы получить реалистичное трехмерное изображение.
Даже самое простое описание 3D-конвейера со всей очевидностью демонстрирует, как много вычислений надо выполнить компьютеру, чтобы визуализировать трехмерные объекты для показа на двумерном экране (см. рис. 2). А представьте себе, насколько больше связанных с координатной системой вычислений совершается, когда объекты перемещаются в пространстве.
Роль API-интерфейсов
Интерфейсы прикладного программирования (Applications Programming Interface, API) разрабатываются для выполнения функций 3D-конвейера чисто программным путем, но они в то же время способны воспользоваться обеспечиваемыми аппаратными 3D-ускорителями, как только те окажутся в системе. Если 3D-акселератор имеется, интерфейс API пользуется его функциональными возможностями, но если такого устройства в компьютере нет, API все равно сохраняет работоспособность приложений, так как оптимизирован для работы на самых общих по конфигурации системах.
Чтобы громадное число программ 3D-графики могло воспользоваться услугами почти столь же большого числа выпускаемых компьютерной индустрией 3D-акселераторов, необходимо, чтобы посредником между ними стали интерфейсы API.
Развлекательные программы поддерживаются интерфейсами Direct3D от Microsoft, Renderware от Criterion, BRender от Argonaut и 3DR от Intel, но этими четырьмя именами дело не ограничивается. Компания Apple вступила в борьбу с ними со своим интерфейсом Quickdraw 3D. Среди профессиональных приложений, а в последнее время и в игровом мире, доминирует интерфейс OpenGL, который работает под системой Windows NT. SoftImage - популярное приложение анимации и 3D-дизайна, работающее на рабочих станциях Silicon Graphics, проложило путь для перевода многих приложений для рабочих станций "хай-энд" на персональные компьютеры с Windows NT. Фирма Autodesk, крупнейший в мире производитель программного обеспечения для САПР, разработала свой интерфейс API, назвав его Heidi...
Доступность API-интерфейсов 3D-графики, которые поддерживаются множеством графических подсистем и многими приложениями, отражает растущий спрос на аппаратное 3D-ускорение, чтобы строить системы, работающие в реальном времени.
В мире РС основной движущей силой в этом направлении являются развлекательные программы и игры, но базирующиеся на Windows NT приложения, переходящие на РС с высокопроизводительных рабочих станций, также подпитывают разработки новых, очень мощных графических подсистем для профессиональной 3D-графики.
В свою очередь, существующие в Интернет приложения надеются получить выгоду от использования третьего измерения, позволяющего повысить управляемость и наглядность представления информации. Наконец, крупнейшим потенциальным потребителем онлайновых виртуальных 3D-коммуникаций является World Wide Web. Доступ ко многим ее ресурсам существенно упростится (но ускорится ли?!), если Паутина раскинется в 3D-вселенной.